Зириклинская сельская модельная библиотека
Шаранский район
Республики Башкортостан
logo
Зириклинская сельская модельная библиотека
Шаранский район
Республики Башкортостан

22 апреля 115 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Ивана Антоновича Ефремова

Иван Антонович (Антипович) Ефремов родился 22 (9) апреля 1907 года в деревне Вырица Царскосельского уезда Петербургской губернии, в семье лесопромышленника. Известно, что в метрической книге годом рождения Ефремова значится 1908; в ранней юности будущий писатель прибавил себе год, чтобы была возможность скорее начать работать.

Детство прошло в юных приморских городах. Неизгладимое впечатление на шестилетнего мальчика произвели книги Жюля Верна.

В годы Гражданской войны был «сыном полка», получил небольшую контузию. Впоследствии заикался.

С 1921 года жил в Петрограде, окончил Мореходные классы. Плавал матросом.

Увлекался палеонтологией – наукой, изучающей растения и животных древности. Участвовал в научных экспедициях в Закавказье, Среднюю Азию, Якутию, Восточную Сибирь и на Дальний Восток.

С 1929 года работал в Геологическом музее.

В 1935 году окончил геологоразведочный факультет Ленинградского горного института (экстерном). Благодаря обширным энциклопедическим знаниям, по совокупности заслуг Ефремов стал кандидатом биологических наук ещё до получения диплома о высшем образовании. Кандидатскую диссертацию не защищал. Степень доктора биологических наук была присвоена ему в 1940 году.

В период с 1937 по 1959 годы заведовал лабораторией низших позвоночных Палеонтологического института АН СССР. Возглавил ряд экспедиций, в том числе – в пустыню Гоби, где Ефремов предсказал местонахождение крупного кладбища динозавров. Останки животных были перевезены из пустыни для исследований.

Основал тафономию – раздел палеонтологии (на стыке биологии и географии) о закономерностях образования местонахождений ископаемых остатков. В 1952 году был удостоен Государственной премии за работу «Тафономия и геологическая летопись».

В 1956 году Ефремов создал художественно-документальную книгу «Дорога ветров» – о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби.

Раннее литературное творчество И. Ефремова помимо огромного багажа научных знаний пронизано особой поэзией – духом экзотических экспедиций и романтикой уникальных открытий, совершённых в отдалённых уголках Земли.

Писатель начал с научно-фантастических и приключенческих рассказов и новелл. А.Н. Толстой отметил «правдоподобность необычайную» этих произведений. Также его творчество высоко оценили Лев Кассиль и Павел Бажов.

Ранние рассказы Ефремова – это своеобразные стихотворения в прозе («Бухта Радужных Струй», «Путями старых горняков» и «Белый Рог (Ак-Мюнгуз)»). В рассказе «Белый Рог» оживает дух древней легенды.

В 1944 году вышли сборники «Встреча с Тускаррой» и «Пять румбов»; в 1945 – «Белый Рог», в 1946 – «Алмазная труба».

Писатель выстраивает увлекательный сюжет, построенный на конфликте человека и природы. На счету писателя – целый ряд сбывшихся научных предсказаний, сделанных им на страницах книг.

Писал Ефремов и историко-фантастические повести: дилогия «Великая дуга» состоит из двух повестей «На краю Ойкумены» (1949) и «Путешествие Баурджеда» (1953), здесь воссоздано восприятие мира древними греками и египтянами.

Ефремов был убеждён, что представители иных цивилизаций во Вселенной не особо отличаются от землян. Земная и внеземные цивилизации у него образуют содружество – Великое кольцо. Об этом он в частности писал в повестях «Звёздные корабли» (1948) и «Сердце Змеи» («Cor Serpentis», 1959). По мнению Ефремова, единство, содружество очень даже возможны (в противоположность представлениям западных фантастов того времени).

1958 год был ознаменован выходом научно-фантастического и социально-философского романа-утопии Ефремова «Туманность Андромеды». В нём описывается будущее, которое предположительно вырастет из социализма – будущая коммунистическая республика в масштабе всей планеты. Каждая глава посвящена определённому аспекту жизни будущих людей: какими будут воспитание и образование, искусство, как будет охраняться правопорядок, как будет исследоваться Космос…

Книга была очень популярна. Глубина и фундаментальность этого в основном учёного труда недолго сохраняла к нему интерес как к фантастической литературе. Теперь «Туманность Андромеды» воспринимается и сохраняет значимость скорее как философское произведение.

Исторический роман «Таис Афинская» был написан в 1972 году. Сам автор называл его историко-фантастическим. По Ефремову высший тип личности – это женщина. А ещё он убеждён в том, что в сфере духа все люди равны. Героиня романа – исторический персонаж, самая известная древнегреческая гетера эпохи Александра Македонского (IV век до нашей эры).

События прошлого интересовали Ефремова с той точки зрения, как прошлое формировало современное отношение в мире людей. Он прослеживал в историческом прошлом зачатки того, что, пройдя через настоящее, должно определённым образом развиться и проявиться в будущем человечества.

Ефремов признавал, что гармония – не единственный возможный путь развития человечества. Если человек изберет путь, корёжащий суть человеческой личности, то возможно прийти и к олигархически-тоталитарному строю. В том числе об этом – социально-фантастические романы Ефремова «Лезвие бритвы» (1962) и «Час Быка» (1968–1969).

«Лезвие бритвы» – «роман-приключение». В этом романе Ефремов утверждает красоту как «наивысшую меру целесообразности», в этом произведении впервые в советском пространстве зашла речь о йоге.

«Час Быка» – ещё одна утопия (и одновременно антиутопия) Ефремова, написанная незадолго до ухода писателя из жизни. «Час Быка» и «Туманность Андромеды» считают вершинами творчества писателя.

Здесь сталкиваются два общества: служители света и приверженцы тьмы. Идеальный человек – человек света. Опираясь на восточные религиозные и философские традиции, мифологию, автор выстраивает образ жизни идеального человека. Исследует природу человека как такового, в том числе причины, которые приводят к саморазрушению.

Рассуждая о романе Ефремова, критик Елена Рындина задаётся вопросом, наступит ли Час Быка на Земле? Сам автор размышлял об этом в частной переписке так: «Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй и государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. (…) Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих двадцати лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах».

В «Часе быка» Ефремов во многом предсказал современное общество потребления.

«Однако Ефремов не только констатировал грустную действительность, на чем останавливались многие до него, – пишет Е. Рындина, – но и наметил пути ее преодоления. Первым шагом подъема из безысходности (…) должно стать насыщение ноосферы светлыми образами и создание соответствующего образа человека. Второй шаг – создание критического количества таких людей. Третий – качественное переустройство общества…».

Поначалу роман был разрешён к печати, но в скором времени цензоры «опомнились», и в течение 15 лет он был запрещён.

Ефремов писал не только о том, что надо делать человеку и человечеству, но и обосновывал – почему следует делать именно это. Ефремов был убеждённым коммунистом, в идеальном представлении.

Своим литературным творчеством Ефремов оказал огромное влияние на русскую фантастическую литературу, научную и социальную. Сегодня его заслуги по-прежнему высоко чтут, в первую очередь, рассматривая его как философа.