Зириклинская сельская модельная библиотека
Шаранский район
Республики Башкортостан
logo
Зириклинская сельская модельная библиотека
Шаранский район
Республики Башкортостан

16 мая родился поэт Серебряного века Игорь Северянин.

16 мая родился поэт Серебряного века Игорь Северянин
Игорь Северянин — русский поэт, яркий представитель поэзии Серебряного века, основоположник школы эгофутуризма, переводчик.
Игорь Северянин (урожденный Игорь Васильевич Лотарев) родился 16 мая 1887 года в Петербурге. Его отец, Василий Петрович Лотарев, был военным инженером, капитаном железнодорожного полка. Мать, Наталья Степановна Лотарева, происходила из богатого дворянского рода Шеншиных, была дочерью дворянского предводителя из Курской губернии. По материнской линии Игорь имел родственные связи с историком Н. Карамзиным и поэтом А. Фетом.
Игорь Лотарев рос в творческой атмосфере, его родители любили музыку и литературу. Уже в восьмилетнем возрасте мальчик написал свое первое стихотворение — «Звезда и дева».
Однако между родителями будущего поэта были сложные отношения. Когда Игорю исполнилось девять лет, мать с отцом расстались, и тот увёз сына к родственникам в Новгородскую губернию. Здесь, на берегу Суды, прошли отрочество и юность будущего поэта. Здесь же он закончил четыре класса Череповецкого реального училища, и уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента. Север оставил глубокий след в душе юноши, он был покорён его красотой и суровостью, вдохновлён на творчество и даже псевдоним свой позднее взял – Северянин. С шестнадцати лет Игорь прочно связал свою жизнь с поэзией. Темой его ранних произведений была любовь, а с приближением Русско-японской войны — патриотизм. Некоторое время молодой поэт жил у отца в Манчжурии, затем в Порт-Артуре. После серьезной ссоры с отцом юноша вернулся в Санкт-Петербург, к матери. Через год Василий Лотарев скончался от туберкулеза, встретится и помириться отцу и сыну так и не удалось.
В 1905 вышла в свет первая публикация поэта в солдатском журнале «Досуг и дело» – стихотворение «Гибель Рюрика», с подписью «Игорь Лотарев». Затем был опубликован ещё ряд отдельных стихотворений под разными псевдонимами: «Граф Евграф д’Аксанграф», «Игла», «Мимоза». Спонсором молодого поэта был его дядя, на средства которого Игорь выпускал тоненькие сборники стихотворений. Он отправлял эти брошюры в редакции, но ранние стихи поэта не получили признания ни читателей, ни критиков. Поэзия Северянина вызывала множество споров, её даже обвиняли в глупости и пошлости.
Все изменилось в 1907 году, когда Северянин познакомился со своим главным поэтическим учителем — Константином Фофановым, который позже представил его редакторам и писателям. День первой встречи с Фофановым был для Северянина праздником, который он ежегодно отмечал.
В 1910 году главное литературное течение начала XX века, символизм, стало переживать кризис: обнаружились внутренние противоречия и разные взгляды символистов на задачи искусства. Игорь Северянин выступил с идеей создания нового направления — эгофутуризма. В «Ассоциацию эгофутуризма» вошли поэты: Константин Олимпов и Иван Игнатьев, Вадим Баян и Георгий Иванов. Немногим позже, поэт со скандалом покинул группу своих соратников.
В 1913 году увидел свет сборник Северянина «Громокипящий кубок», принёсший поэту славу. Предисловие к нему было написано известным поэтом и писателем Ф. Сологубом. Игорь Северянин стал ездить по стране с поэтическими вечерами, которые пользовались ошеломляющим успехом: поэт обладал непревзойдённым исполнительским даром. Борис Пастернак вспоминал, что в те времена на эстраде в декламации стихов могли соперничать между собою только два поэта – Маяковский и Северянин. В эти годы слава поэта граничила с идолопоклонничеством: поэзоконцерты, как называл их сам поэт, буквально ломились от публики, завороженной своеобразной музыкальной манерой чтения.

Во время Первой мировой войны Игорь Северянин стал выпускать сборники один за другим: «Ананасы в шампанском», «Наши дни», «Поэзоантракт». Но они уже не пользовались такой популярностью, как «Громокипящий кубок». Критика ругала поэта за то, что он описывал богемную жизнь, эпатировал публику, используя множество иностранных и выдуманных слов.
В январе 1918 года Северянин с семьей перебрался из Петрограда в небольшой эстонский поселок Тойла, где ранее проводил весну и лето. Через некоторое время он побывал в Москве, где выбирали короля поэзии. Голосование было тайным, Северянину, читавшему произведения из «Громкокипящего кубка», удалось обойти Владимира Маяковского и Константина Бальмонта и стать «королём поэтов».
Игорь Северянин вернулся в Эстонию к жене и тяжело больной матери. Вскоре был заключен Брестский мир, и прибалтийский посёлок Тойла был оккупирован немцами, а в 1920 году была провозглашена Эстонская республика. В результате этих событий Северянин оказался в статусе вынужденного эмигранта, был отрезан от России и больше никогда уже не смог побывать на родине.
За время эмиграции Северянин дал в Европе более сорока поэтических концертов, выпустил семнадцать книг. Самыми известными из них считаются «Классические розы», «Рояль Леандра», «Запевка», «Падучая стремнина».
Также в эмиграции открылся еще один талант Северянина – переводческий: он занимался переводом стихов на эстонский язык, сотрудничал с русскими, берлинскими, тартускими, рижскими газетами. В 1925 создал автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств».
В эмиграции жизнь поэта проходила скромно — в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925-го по 1930-й год не вышло ни одного сборника стихотворений. В 1931 году вышел выдающийся сборник стихов «Классические розы», обобщавший опыт периода 1922-1930 гг. В 1930-е годы состоялось несколько гастролей Северянина по Европе, но несмотря на шумный успех, издателей для книг найти поэту не удавалось. Поиски истинной тропы, пути к себе, к прошлому растянулись на много лет. Советские люди, пришедшие в Эстонию в 1940 году, уже не знали, кто такой Игорь Северянин. Последние годы жизни поэт провел в крайней бедности.
Поэт умер в 1941 году от сердечного приступа, в оккупированном фашистами Таллине и похоронен на Александро-Невском кладбище. Северянин останется в русской литературе не только как создатель эгофутуризма, творец новых жанров и слов, но и поэт, мыслящий и страдающий, искренне любящий Россию.